Новости рынка недвижимости

РЫНОК, БЕЗУСЛОВНО, ЖИВ

РЫНОК, БЕЗУСЛОВНО, ЖИВВыставка недвижимости – это не ярмарка-распродажа, - справедливо заметил Ким Ваддуп, президент компании aigroup
, организовавшей St.Petersburg International Property Show в Петербурге в октябре 2009 года.

О результатах такого форума можно судить лишь несколько месяцев спустя, когда становится ясно, сколько сделок удалось заключить, как велики оказались объемы продаж.

Однако для оценки ситуации на рынке никакая пауза не нужна. Поэтому специалисты всегда стараются найти время и побывать на стендах, поговорить с участниками. Для того, чтобы понять, куда идет рынок, ничего лучше не придумаешь, чем общение с самыми активными его игроками.

Какие же выводы можно сделать по итогам октябрьской выставки зарубежной недвижимости, прошедшей в Петербурге? Их несколько, и сразу скажем, они в целом оптимистичны.

Прежде всего, следует сказать о том, что зарубежный рынок выдержал кризис и остается весьма привлекательным сегментом как для обычных покупателей, так и для инвесторов.

Второе, на что надо обратить внимание, - появились новые направления, которые быстро завоевывают популярность.

И, наконец, третье: возвращается интерес к коммерческой недвижимости, к покупке зарубежных компаний, работающих в сфере малого и среднего бизнеса.

Две выставки Property Show, прошедшие подряд (в Москве и Петербурге), собрали свыше 11 тыс. человек, что уже следует считать хорошим итогом. Напомним, что на выставках aiGroup действует электронная система подсчета посетителей, следовательно, цифра эта абсолютно точная.

Участники отмечали целевой характер аудитории, ее подготовленность. «Нет ощущения, что жизнь остановилась, и люди не хотят покупать, - подчеркнула Ольга Вольф Юджел, директор по продажам компании International Property Consutants. – Напротив, они знают, чего хотят, уже рассчитали, когда смогут приехать, чтобы посмотреть объект.

Вот этот, как мы говорим, целевой клиент – хороший знак для рынка в целом». Кроме того, Ольга Вольф Юджел обратила внимание на то, что снова появились вопросы по инвестиционным проектам, и это тоже знак выздоровления рынка.

Специалисты, с которыми мы побеседовали, солидарны в том, что уже ноябрь и декабрь будут месяцами конкретных покупок, так что общая картина года еще может претерпеть значительные, и позитивные, изменения.

Если коротко пройтись по основным направлениям, представленным на петербургской выставке, то сенсаций мы не увидим, однако новые тенденции налицо. Болгария, как несложно предположить, остается страной № 1 для российских покупателей.

Подтверждением этого факта стало участие в выставке 32 компаний данного направления, и составивших Салон Недвижимости Болгарии в рамках выставки. Васил Иванов, руководитель отдела продаж компании Dinevi Group, считает, что отличительной особенностью данного этапа развития болгарского рынка является значительное расширение линейки продуктов, предлагаемых девелоперами.

К примеру, его компания представляла на выставке закрытые комплексы, с полным обслуживанием и охраной, и эти предложения успешно конкурировали с традиционными для болгарского рынка апартаментами и коттеджами.

«Лидерство» Испании и Турции также было ожидаемым, в топ-группу покупательского спроса вошло и кипрское направление, которое считается наименее пострадавшим от кризиса. Эту точку зрения разделяет Карина Лунева, руководитель отдела продаж компании Kanika development.

По ее мнению, итоги нынешнего года на Кипре будут даже лучше, чем итоги 2008 г. «Ситуация стабилизировалась, россияне начали ощущать все большую уверенность, так что в дальнейшем продажи будут только расти».

Если говорить собственно о новых тенденциях зарубежного рынка, то стоит отметить активное выдвижение на первые позиции стран бывшей Югославии, в первую очередь, Черногории. Владислав Вирин, представлявший компанию Montenegro house, считает, что «спрос вырос по одной причине: сейчас цены на недвижимость в Черногории поднимаются, поэтому пошли инвестиционные деньги и в квартиры, и в дома». Разумеется, немалое значение имеет и то, что россиянам в этой стране все понятно, включая близкий язык, и что здесь к ним хорошо относятся.

По мнению Раисы Семичастновой, генерального директора компании Semia, не менее перспективным направлением является и Сербия. Покупателям нравится, что тут можно купить недвижимость без создания юридического лица (в отличие, скажем, от Хорватии), вполне доступными остаются цены.

«Единственный минус, - замечает Раиса Семичастнова, - это отсутствие выхода к морю. Зато тут есть большое количество термальных источников. А здоровое – это такой аргумент, который многое может перевесить».

На российских покупателей и инвесторов благоприятное впечатление произвел приход Газпрома в Сербию, во всяком случае, теперь сербскую недвижимость спрашивают куда активнее.

Все более решительно ведут себя на российском рынке компании, предлагающие финскую недвижимость. Достаточно отметить, что в петербургской выставке участвовало 6 компаний, работающих на рынке Финляндии – результат беспрецедентный и, конечно, не случайный.

Предложения их были подкреплены немалым спросом, что было видно даже по количеству посетителей у стендов. Как пояснила нам Ольга Крылова, руководитель направления «Недвижимость в Финляндии» компании «ЮИТ Лентек», интерес этот обусловлен рядом факторов: и тем, что Финляндия – наш ближайший, традиционно дружественный сосед, и тем, что это страна стабильная, с хорошо развитой инфраструктурой.

Пока среди потенциальных покупателей преобладают петербуржцы, на что указал руководитель представительства компании DomSuomi Андрей Незнаев. Но в целом интерес к финской недвижимости уже не является прерогативой жителей северной столицы. Пытаются войти на российский рынок со своими предложениями компании из стран Балтии.

Эдис Барни, представлявший компанию Saliena Sia, и Андрес Рятсепп, предлагавший проект Gospa Residents, были единодушны: кризис к Прибалтике подходит к завершению, и сейчас, когда цены еще не начали расти, лучшее время для совершения покупок. Вероятно, эта оценка чуть более оптимистична, нежели реальность, однако в целом тенденция отмечена правильно.

Из стран Восточной Европы можно отметить Чехию. Недвижимость этого направления пользовалась немалым интересом на петербургской выставке. «У нас много запросов от граждан России, - сказал нам Виктор Бобков, заместитель генерального директора компании Sodul Development, - поэтому компания пошла на открытие представительства в Петербурге».

Надо сказать, что цены на недвижимость в Чехии вполне умеренные, даже в Праге можно купить приличную студию за 40 тыс. евро, а эксклюзивная квартира площадью 250 кв.м. в историческом центре обойдется в 500 тыс. евро, так что вполне можно согласиться с Виктором Бобковым, полагающим, что «Чехия предлагает российским покупателям вполне бюджетное жилье».

Кстати, заметим, что тренд в сторону бюджетной недвижимости отмечался целым рядом специалистов. Как сказал вице-президент швейцарской компании «Диос» Максим Симунин, «в период кризиса посетители International Property Show все чаще стали интересоваться бюджетной недвижимостью, соответственно, и участники стали готовить все больше малобюджетных программ.

Это не хорошо и не плохо, это объективная реальность». Пожалуй, единственное, о чем осталось сказать, - эксперты уверены, что уже 2010 год станет временем активного выхода из кризиса, а, может быть, и годом роста. По их мнению, результаты целого ряда выставок международной недвижимости позволяют делать такие выводы.

www.spb.propertyshow.ru



Поделиться в соцсетях: